Ранний Боас
DOI:
https://doi.org/10.33876/2782-3423/2024-2/131-144Ключевые слова:
история антропологии, этнология, Франц Боас, Джордж Стокинг, эволюционизм, диффузия, культурный ареал, культура, релятивизмАннотация
Доклад «Цели этнологии» (1888) наилучшим образом демонстрирует зарождение антропологии Боаса. Сохранилось несколько разновременных версий текста, сравнение которых позволяет увидеть развитие взглядов основателя исторической школы. Поле этнологии понимается им еще предельно широко. Оно синонимично современному содержанию антропологии. Будущий великий антрополог начинал свою карьеру с понимания культуры, не выходящего еще за пределы традиционных гуманистических представлений, используя сам термин в единственном числе, как и его современники-эволюционисты. С другой стороны, работа уже содержит многие примеры хорошо известных боасовских партикуляризма и релятивизма. Дискуссия по поводу позднее исключенных из текста самим Боасом абзацев, содержащих историю брака, показывает, что он принимал эволюционистские схемы как своего рода фоновое знание, которое позднее подверг переосмыслению. «Цели этнологии» были помещены им в свой итоговый сборник вполне сознательно, чтобы продемонстрировать собственное учение в развитии, поэтому специфическая расстановка акцентов в тексте вполне объяснима.